Зарплата дальнобойщиков – 250 000 рублей, но люди не идут: спросил знакомого водителя фуры почему
То и дело в СМИ и на профильных сайтах появляются заголовки: «Зарплаты дальнобойщиков достигают 200–250 тысяч рублей, иногда доходят до 300 и более тысяч». Казалось бы, цифры впечатляют, но несмотря на это, отрасль испытывает катастрофический дефицит кадров. Почему опытные и начинающие водители не спешат садиться за руль «большегруза» даже за такие суммы? Давайте разберёмся.
Статистика и демография По последним данным, нехватка специалистов в сфере составляет примерно 25–30%. Основная масса водителей — люди зрелого возраста, средний возраст дальнобойщика — около 50 лет, а 65% водителей уже перешагнули рубеж в 40. Молодёжь на рынке почти отсутствует, несмотря на высокие оклады: средняя зарплата по отрасли составляет около 250 тысяч рублей.
Разрушение системы подготовки кадров В СССР существовала эффективная и комплексная система подготовки дальнобойщиков. Для этой цели была создана структура «СОВТРАНСАВТО», престиж работы в которой был огромен: водители получали возможность ездить за границу и зарабатывать хорошие деньги по меркам того времени.
Обучение включало:
-
Технический контроль и обслуживание автомобилей
-
Безопасность вождения
-
Международные правила дорожного движения
-
Основы иностранных языков
-
Таможенные процедуры и документацию
По сути, «СОВТРАНСАВТО» функционировало как институт для дальнобойщиков, после окончания которого выдавались права международного образца. Однако доступ к международным рейсам был строго ограничен: только водители первого класса с безаварийным стажем, старше 27 лет, могли претендовать на поездки за границу.
После 1990-х годов система подготовки полностью разрушилась. «СОВТРАНСАВТО» прекратил существование, профессиональная подготовка водителей исчезла, и теперь многие обучаются на собственных ошибках. Новые школы дальнобойщиков создаются лишь на базе крупных предприятий, но они пока скорее исключение, чем правило.
Погодные условия и опасности на дороге Работа дальнобойщика требует выносливости. Зимой водители сталкиваются с ледяными трассами и снегопадами. Сцепление грузовика с дорогой обеспечивается массивной нагрузкой и контактной площадью, а отсутствие шипованных шин делает управление сложным.
Далеко от баз водитель может остаться без топлива или застрять, подвергая себя риску переохлаждения. Водитель должен быть готов к выживанию: автономный обогрев, запасы пищи и воды, тёплая одежда — обязательны. Летом приходится мириться с жарой, насекомыми и отсутствием комфорта без кондиционера.
Современные тягачи оборудованы системами кондиционирования и автономного обогрева, спальными местами, кухонной зоной, иногда даже туалетом и душем, но такие модели пока редкость.
Условия работодателей Многие водители жалуются на жесткие правила предприятий: ответственность за груз ложится на плечи водителя, штрафные санкции за задержки или несоблюдение графика, высокая нагрузка и минимальные перерывы — это реальность большинства дальнобойщиков. Семья и личная жизнь страдают, а здоровье — особенно позвоночник — со временем ухудшается.
Зарплаты и мотивация новичков Средняя зарплата 250 тысяч рублей достижима лишь опытным водителям. Новички в лучшем случае получают 150–200 тысяч рублей, пока не доказали свою надежность и безаварийность. В итоге молодые специалисты предпочитают работу таксистом с сопоставимым доходом, но без стрессов и дальних рейсов.
Как отмечают сами дальнобойщики, чтобы отрасль могла привлекать специалистов, зарплаты должны стартовать от 300–350 тысяч рублей. Только тогда можно ожидать притока кадров и стабилизации профессии.